logo
  • Определение условий труда при инвалидности третьей группы

    • 27.01.2015

    Работник представил работодателю справку ВТЭК о назначении ему 3 группы инвалидности. При этом индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ­ ИПР) работником предоставлена не была. ИПР необходима работодателю для определения условий труда. Но работником было написано заявление об отказе в представлении ИПР, а также заявления об отказе исполнения ИПР.

    Каковы должны быть дальнейшие действия работодателя в данной ситуации?

    В соответствии с п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности (с указанием группы инвалидности), а также индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР).

    Согласно части пятой ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер; он вправе отказаться как от отдельных реабилитационных мероприятий, так и от реализации ИПР в целом. При этом такой отказ освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за исполнение ИПР и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (часть седьмая ст. 11 Закона N 181-ФЗ, смотрите также кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.03.2012 N 33-4106/2012, решение Московского районного суда г. Твери от 09.08.2006 N 2-1182/06).

    Закон N 181-ФЗ прямо не предусматривает, как должен быть оформлен такой отказ и кому его следует адресовать. Но, как следует из ст. 224 ТК РФ и ст. 23 Закона N 181-ФЗ, ответственность за исполнение ИПР в части рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда возлагается на работодателя. Поэтому полагаем, что основанием для освобождения организации от ответственности за неисполнение ИПР будет письменное заявление работника об отказе от тех или иных мероприятий, представленное непосредственно работодателю.

    Форма ИПР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н. Данная форма в разделе "Мероприятия профессиональной реабилитации" имеет графу "Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)". В случае если ответственным за исполнение мероприятия ИПР является работодатель, то он должен сделать отметку о невыполнении такого мероприятия со ссылкой на соответствующее заявление работника-инвалида. Если ИПР работником не представлена, отметка, естественно, не проставляется.

    Отметим, что законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида предоставления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности. Также законодательство не содержит требования об обязательном предоставлении и сроках предоставления ИПР самим работником-инвалидом. Следовательно, и ответственность за отсутствие у работодателя ИПР в ситуации, когда указанную программу не предоставил сам работник-инвалид, либо за непредоставление ИПР работником законодательством также не предусмотрена.

    Поэтому, если работник не предоставляет работодателю ИПР или отказывается от соблюдения ее рекомендаций, работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов III группы:

    - предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (часть вторая ст. 115 ТК РФ, часть пятая ст. 23 Закона N 181-ФЗ);

    - предоставлять по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (часть вторая ст. 128 ТК РФ);

    - привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время только с согласия инвалида и при условии, что такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть пятая ст. 96, часть пятая ст. 99, часть седьмая ст. 113 ТК РФ, часть четвертая ст. 23 Закона N 181-ФЗ).

    Поскольку эти требования определены законом, работодатель обязан обеспечить их соблюдение.

    Обращение в медицинское учреждение за сведениями о состояния здоровья работника без его согласия, на наш взгляд, будет являться нарушением п. 3 части первой ст. 86 ТК РФ. Медицинское учреждение, в свою очередь, также не вправе предоставлять данные сведения на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), поскольку даже сам факт обращения гражданина за медицинской помощью в данное учреждение составляет врачебную тайну (п. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ; также в похожей ситуации, рассматривавшейся в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в 2010 году, Росздравнадзор по Нижегородской области пришел к выводу о неправомерности предоставления работодателю сведений о медицинских противопоказаниях работника без его согласия).

    Ответ подготовил:

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Мазухина Анна

    Ответ прошел контроль качества

    • Мы можем Вам перезвонить!

      Просто укажите Ваш номер телефона и мы перезвоним!

    Комментарии ()

      Специалисты нашего центра

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
      Информация предоставлена компанией «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»